МБОУ «Ручьёвская школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ручьёвская средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым
Места регистрации обучающихся на второй этап итогового сочинения (изложения)
№ | Наименование места регистрации | Адрес места регистрации | ФИО (полностью) ответственного за организацию и проведение итогового сочинения (изложения) в ОО |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздольненский район | |||
1 | МБОУ «Ручьёвская средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района | Раздольненский район, с. Ручьи,ул. Парковая, 1 | Балым Светлана Анатольевна |
Итоговое сочинение (изложение) — условие допуска к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Таким образом, написание итогового сочинения (изложения) является обязательным для выпускников текущего учебного года.
Категории лиц, имеющие право принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию:
• лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
• граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
• лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
• лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
• лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
• обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
• обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23.12.2021 № 2044 «Об итогах основного этапа итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 15.12.2021 № 1989 «О проведении итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приложение 2 Места проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 14.12.2021 № 1976 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся по основным общеобразовательным программам в рамках реализации региональных механизмов управления качеством образования в Республике Крым»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.12.2021 № 1904 «О регистрации на государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования и итоговое собеседование по русскому языку в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приложение Места регистрации на ГИА-9 и итоговое собеседование по русскому языку
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ГИА-9 И ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9-х КЛАССАХ
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОГЭ
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ГВЭ
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 29.11.2021 № 1882 «О регистрации участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приложение 1 Места регистрации на ГИА-11 для выпускников текущего учебного года
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ПО РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ГИА-11
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ ТЕКУЩЕГО ГОДА, ЭКСТЕРНОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГВЭ ВЫПУСКНИКОВ ТЕКУЩЕГО ГОДА, ЭКСТЕРНОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.11.2021 № 1812 «О внесении сведений в Региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.10.2021 № 1831 «Об итогах организации и проведения общероссийской оценки по модели PISA в образовательных организациях Республики Крым в 2021/2022 учебном году»
Схема сканирования материалов итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ) ВЫПУСКНИКА ТЕКУЩЕГО УЧЕБНОГО ГОДА
ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ) ВЫПУСКНИКА ПРОШЛЫХ ЛЕТ
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Инструкция для участника итогового сочинения
Инструкция для участника итогового изложения к тексту итогового изложения
Приложение 1 Порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2020/2021 учебном году
Приложение 2 Места проведения итогового сочинения (изложения) для выпускников текущего учебного года, экстернов
Приложение 3 Места проведения для обучающихся организаций среднего профессионального образования и выпускников прошлых лет
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В Критерии №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».
О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).
МБОУ «Ручьёвская школа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ручьёвская средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района Республики Крым
Места регистрации обучающихся на второй этап итогового сочинения (изложения)
№ | Наименование места регистрации | Адрес места регистрации | ФИО (полностью) ответственного за организацию и проведение итогового сочинения (изложения) в ОО |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздольненский район | |||
1 | МБОУ «Ручьёвская средняя общеобразовательная школа» Раздольненского района | Раздольненский район, с. Ручьи,ул. Парковая, 1 | Балым Светлана Анатольевна |
Итоговое сочинение (изложение) — условие допуска к государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования. Таким образом, написание итогового сочинения (изложения) является обязательным для выпускников текущего учебного года.
Категории лиц, имеющие право принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию:
• лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
• граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
• лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования;
• лица, получающие среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
• лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
• обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
• обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 23.12.2021 № 2044 «Об итогах основного этапа итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 15.12.2021 № 1989 «О проведении итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приложение 2 Места проведения итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 14.12.2021 № 1976 «Об утверждении Положения о системе оценки качества подготовки обучающихся по основным общеобразовательным программам в рамках реализации региональных механизмов управления качеством образования в Республике Крым»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.12.2021 № 1904 «О регистрации на государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования и итоговое собеседование по русскому языку в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приложение Места регистрации на ГИА-9 и итоговое собеседование по русскому языку
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ГИА-9 И ИТОГОВОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9-х КЛАССАХ
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ОГЭ
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ НА УЧАСТИЕ В ГВЭ
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 29.11.2021 № 1882 «О регистрации участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Республике Крым в 2021/2022 учебном году»
Приложение 1 Места регистрации на ГИА-11 для выпускников текущего учебного года
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА ПО РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ ГИА-11
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ ТЕКУЩЕГО ГОДА, ЭКСТЕРНОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ГВЭ ВЫПУСКНИКОВ ТЕКУЩЕГО ГОДА, ЭКСТЕРНОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ЕГЭ ВЫПУСКНИКОВ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 17.11.2021 № 1812 «О внесении сведений в Региональную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»
Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 22.10.2021 № 1831 «Об итогах организации и проведения общероссийской оценки по модели PISA в образовательных организациях Республики Крым в 2021/2022 учебном году»
Схема сканирования материалов итогового сочинения (изложения) в 2021/2022 учебном году
ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ) ВЫПУСКНИКА ТЕКУЩЕГО УЧЕБНОГО ГОДА
ЗАЯВЛЕНИЕ НА УЧАСТИЕ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ (ИЗЛОЖЕНИИ) ВЫПУСКНИКА ПРОШЛЫХ ЛЕТ
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Инструкция для участника итогового сочинения
Инструкция для участника итогового изложения к тексту итогового изложения
Приложение 1 Порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) в Республике Крым в 2020/2021 учебном году
Приложение 2 Места проведения итогового сочинения (изложения) для выпускников текущего учебного года, экстернов
Приложение 3 Места проведения для обучающихся организаций среднего профессионального образования и выпускников прошлых лет
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет-незачет») и форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
В Критерии 2 указано: «достаточно опоры на один текст». Вместе с тем участнику следует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Что собой представляют темы итогового сочинения?
Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.
Итоговое сочинение — это сочинение по литературе?
Итоговое сочинение носит надпредметный характер. При этом оно литературоцентрично. По Критерию 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» проверяется «умение строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала». Не предполагается проведение литературоведческого анализа произведений, но участник вправе применить и такой анализ при раскрытии темы.
Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?
В Критерии 2 сказано «Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ, ПРОВЕРЯЮЩИХ РАБОТЫ:
Каковы особенности заполнения нижней части бланка регистрации?
Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.
Если в сочинении менее 250 слов, то сочинение не проверяется по критериям №1-№5. В клетки по всем критериям оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию №1 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №2-№5 не проверяется. В клетки по требованию 2 и всем критериям оценивания выставляется «незачет».
Если за сочинение по критерию по критерию №1 выставлен «зачет», а по критерию №2 выставлен «незачет», то сочинение по критериям №3-№5 не проверяется. В клетки по критериям оценивания №3-№5 выставляется «незачет».
Во всех остальных случаях сочинение проверяется по всем пяти критериям и оценивается в системе «зачет»-«незачет» (например, недопустимо не проверять работу по критериям К4 и К5, если выпускник получил зачет на основании зачетов по критериям К1, К2, К3).
Можно ли не проверять сочинения выпускников прошлых лет?
Проверяются все работы, в том числе выпускников прошлых лет.
Какова специфическая роль учителя-словесника при проведении итогового сочинения?
Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.
Может ли учитель комментировать темы сочинения перед его проведением (ранее традиция такая была)?
Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен: «ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений». Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.
Возможна ли в сочинении опора на Библию, произведения устного народного творчества?
В Методических рекомендациях по подготовке к итоговому сочинению (изложению), размещенных на сайте ФГБНУ «ФИПИ», даны разъяснения по вопросу привлечения литературного материала. Данная информация содержится непосредственно в «Критериях оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования». В Критерии №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» сказано: «Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из литературного материала. Можно привлекать художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст)».
О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.
В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т.п.).